В церковно-славянском языке это слово имело значение «лазутчик», «караульный», то есть, по сути, обозначало шпиона или тайного разведчика. Что касается этимологии, слово «соглядатай» происходит от глагола «соглядатайствовать» - тайно наблюдать, подсматривать за кем-то или чем-то. Таким образом, изначально подразумевалось именно скрытное слежение и шпионаж.
«И вспомнил Иосиф сны, которые снились ему о них; и сказал им, братьям: вы соглядатаи, вы пришли высмотреть наготу земли сей» - /Быт.42.9/. Иосиф обвинил их в злых намерениях против его власти и обращался с ними как с опасными людьми, говоря: вы соглядатаи, клянясь жизнью фараона, что они таковыми были. «И сказал им Иосиф: это самое я и говорил вам, сказав: вы соглядатаи. Пошлите одного из вас, и пусть он приведет брата вашего, а вы будете задержаны; и откроется, правда ли у вас; и если нет, то клянусь жизнью фараона, что вы соглядатаи». Они очень сдержанно отрицают вину: рабы твои не бывали соглядатаями. Они рассказали ему суть дела: их цель — покупка хлеба, вполне законное путешествие, а они — такие же, как и многие другие странники, пришедшие в Египет в это время. Они решились рассказать больше о себе и семье - как раз то, чего желал Иосиф. И приведите ко мне меньшого брата вашего; и узнаю я, что вы не соглядатаи, но люди честные; отдам вам брата вашего, и вы можете промышлять в этой земле» - /Быт .42.34/.
«Пошли от себя людей, чтобы они высмотрели, землю…по одному человеку от колена отцов их пошлите, главных из них» (двенадцать человек) - /Числ.13.1-3/. Повеление послать разведчиков исследовать землю Ханаанскую. Здесь говорится, что Бог повелел Моисею послать их (ст. 2−3), но при дальнейшем повторении этой истории /Втор.1.22/ оказывается, что это побуждение пришло от народа. Люди пришли к Моисею и сказали: «Пошлем пред собою людей»; это был плод их неверия. Они не поверили слову Бога, утверждавшему, что земля была хорошей и Он обязательно отдаст ее им во владение. Они не могли довериться столбу облачному и огненному, что он покажет им путь к ней, а имели более высокое мнение о своем благоразумии, чем о мудрости Бога. Насколько нелепо было посылать разведчиков исследовать землю, которую сам Бог исследовал для них, и спрашивать путь в нее, когда сам Бог обязался показать его! Подобным образом и мы губим себя, доверяя больше отчетам, построенным на чувствах, чем божественному откровению; мы ходим зрением, а не верой; хотя если мы принимаем свидетельство человеческое, то свидетельство Божие — несомненно больше. Когда народ высказал свою мотивацию Моисею, то он (возможно, не осознавая, что в ее корне лежит неверие) посоветовался об этом с Богом, попросил Его удовлетворить желание народа в этом вопросе и послать разведчиков: «Пусть ходят по своим помыслам». Но Бог ни в коей мере не был соучастником их греха, который за этим последовал, ибо посылка разведчиков не была причиной этого греха; и если бы разведчики исполнили свой долг, а люди — свой, то это могло бы укрепить их веру и сослужить им добрую службу. Это делалось для блага, но привело к плохим результатам, раз качества людей побудили их поверить лживому докладу разведчиков, который оказал на них большее влияние. Некоторые считают, что все они были перечислены ради двух хороших разведчиков, оказавшихся среди них — ради Халева и Иисуса Навина. Моисей отпустил разведчиков, повелев им: «Будьте смелы», подразумевая, что они не только сами должны ободриться, сталкиваясь с трудностями этой экспедиции, но и принести ободряющий отчет народу и извлечь из этого самое хорошее. На них не только была возложена важная задача, которая требовала решимости и хорошей организации, но и оказано большое доверие, требовавшее от них быть верными.
Какая ошибка в разведку посылать группу из разных колен и не подготовленных. А Иисус Навин поступил по другому, он послал двоих.
Готовясь к вторжению, Иисус, сын Навин, послал двух соглядатаев из Ситтима в Иерихон. Это не говорило о том, что ему не хватало веры, скорее, дело было в военной стратегии. Им не нужно было осматривать всю землю, как это делалось ранее, требовалось только заглянуть на шаг вперед.
Иисус Нав.2.16−24: Соглядатаи укрылись в доме блудницы по имени Раав. Как отмечали Кайл и Делицш: «То, что они вошли в дом такого человека, не вызвало слишком много подозрений». Из рассказа ясно, что Раав была наслышана об удивительных победах, которые Господь даровал Иудейскому народу (ст. 8−11). Она пришла к выводу, что их Бог должен быть истинным Богом, и поэтому она уверовала в Него, истинно обратившись к Нему. Она доказала подлинность своей веры, укрыв соглядатаев, несмотря на то, что это означало предательство своей страны.
Соглядатаи пообещали пощадить Раав и ее семью, если она повесит червленую веревку в окне своего дома и если ее домашние останутся дома во время нападения на Иерихон /И.Нав. 6−21/. Алая веревка заставляет нас задуматься о доме, защищенном кровью, как на первую Пасху /Исх.12/. Когда посланники Царя Иерихонского спросили Раав, где соглядатаи, она им сказала, что они уже покинули город. Пока мужи Иерихонские искали их на дороге, ведущей к Иордану, Раав послала соглядатаев в западном направлении на гору. Проведя там три дня в укрытии, соглядатаи бежали через Иордан, доставив Иисусу Навину уверенный отчет /ст. 22−24/.
Раав была оправдана «делами», а не «словами» /Иак.2.25/. Библия не одобряет ее обман, но она одобряет ее веру /Евр.11.31/. Иаков также называет ее поступок делом веры /Иак.2.25). Она рисковала жизнью, чтобы спасти жизни соглядатаев, потому что она верила в силу и верховную власть их Бога. Таким образом, во времена нашего Господа некоторые из тех, кто не являлся частью Израильской нации, проявили больше веры, чем те, кто своими глазами видел Его славу /Лук. 7.2−9/. Большая вера, где бы она ни находилась, всегда вознаграждается, ибо она угодна Богу /Евр. 11.6/.
«Подобно и Раав блудница не делами ли оправдалась, принявши соглядатаев и отпустивши их другим путём» - /Иак.2.25/. Примером является женщина, известная своими грехами, вера которой значительно более слабая, менее впечатляющая. Самая сильная вера не обходится без дел, и самой слабой не позволяется обходиться без них. Некоторые считают, что слово, переведенное здесь как блудница, было именем Раав. Другие говорят, что оно означает не более чем хозяйка, то есть содержательница публичного дома, почему соглядатаи и нашли временное убежище у нее. Но очень вероятно, что она имела дурную репутацию, и этот пример приводится с целью показать, что вера может спасти и самых плохих, если она доказывается соответствующими делами; но она не спасет и самых хороших, если не имеет дел, требуемых Богом. Раав поверила известию о том, что среди израильтян присутствует всемогущий Бог, но искренность ее веры была доказана тем, что она с риском для жизни приняла соглядатаев и отпустила их другим путем.
«Верою Раав блудница, с миром принявши соглядатаев (и проводивши их другим путём), не погибла с неверными» - /Евр.11.31/. Она, естественно, не была спасена за примерное поведение (она была проституткой!). Но она оправдалась делами, потому что приняла соглядатаев, или шпионов, и отпустила их другим путем. Раав была хананеянкой, жившей в городе Иерихоне. Она слышала сообщения о том, что к городу подошла победоносная армия и что никто не мог оказать этой армии должного сопротивления. Она заключила, что Бог иудеев — истинный Бог, и решила стать на сторону этого Бога во что бы то ни стало. Когда в город вошли шпионы, она оказала им дружественный прием. При этом она доказала истинность своей веры в истинного и живого Бога. Она не обрела спасение за то, что предоставила кров шпионам, но этот акт гостеприимства доказал, что она была истинно верующей.
Лазутчики, или соглядатаи, представители «второй древнейшей профессии», были важным инструментом в политических играх с самого начала истории. Израильские вожди со времени Моисея /Чис.13/ регулярно использовали лазутчиков, чтобы следить за передвижениями и намерениями врага. Ветхозаветные рассказы о лазутчиках выглядят поразительно современными и удивительно пристрастными: лазутчики изображаются героями или злодеями в зависимости от того, на какую сторону они работают. Всеобщая неприязнь к иноземным соглядатаям хорошо показана в драматической и одновременно иронической сцене встречи Иосифа со своими братьями в Египте. Иосиф обвинил их в том, что они пришли «высмотреть наготу земли». Не зная, кто он такой на самом деле, братья запротестовали: «Мы люди честные, рабы твои не бывали соглядатаями» /Быт.42.9–11/. Соглядатайство представлено здесь в явно неприглядном свете. Но если соглядатаи работают на Божий народ, образ становится откровенно романтическим. Соглядатаи Иисуса Навина стали народными героями, спрятавшись под крышей Раав, занимавшейся самой древней профессией, проституцией /Нав.2/.
Израильтяне уничтожили всех жителей Иерихона, но Раав, которую закон осуждал, была избавлена от общей участи /Нав.6.20–23/.
«И послал Давид соглядатаев и узнал, что Саул действительно пришёл» - /1Цар.26.4/. Даже Давид использовал лазутчиков.
К числу других зигзагов в лабиринте моральных ценностей относится Есфирь, удостоившаяся восхищения за то, что скрыла свою еврейскую национальность и стала классическим агентом влияния в качестве персидской царицы /Есф.2.20/.
Судья Аод стал народным героем, когда проник в горницу царя Еглона с «тайным словом» и с искусно спрятанным мечом /Суд.3.19–23/.
Некоторые полагают, что он отправился туда, чтобы посмотреть, как обстоят дела у филистимлян и таким образом получить какое-то преимущество в борьбе против них. Если так, то он забыл свое основное служение, пренебрег им и поэтому попал в сеть. Вначале согрешили его глаза, с которыми ему прежде нужно было заключить завет; там он увидел женщину в наряде блудницы, а похоть зачала и породила грех: он вошел к ней. Опасность, в которой оказался Самсон. Об этом сообщили городским властям Газы; возможно, сама блудница предала его и сообщила, что Самсон в городе.
Самсон влюбился в красавицу Далилу, которая передала сведения о нём филистимлянам, и Самсон был схвачен и погиб. Далила многими авторами считается израильтянкой, следовательно, она первая еврейка-шпионка, завербованная, правда, противником. «Полюбил Самсон Далиду. К ней пришли владельцы Филистимские. И говорят ей: уговори его, и выведай, в чём великая сила его. И как нам одолеть его, чтобы связать его и усмирить его. А мы дадим тебе за то каждый тысячу сто сиклей серебра» - /Суд.16.4.5/.
О, если бы все, кто потакает собственным чувственным желаниям и любви к пьянству, нечистоте или какой-либо плотской похоти, увидели себя подобным образом, оказавшимися в ловушке, окруженными и предопределенными для гибели своими духовными врагами! Чем быстрее они засыпают и чем более самонадеянными становятся, тем большей опасности подвергаются. Обжегшийся ребенок боится огня, но Самсон, обладавший большей силой, чем свойственно обычному человеку, не имел мудрости, присущей ребенку, ибо хотя не один раз любовь к женщинам и похоть подвергали его опасности и причиняли огромное зло, но он так и не принял предостережения и позднее вновь попал в ту же сеть; и тогда, в третий раз, ему пришлось уплатить за все. Похоже, Соломон ссылается именно на эту историю Самсона, когда в своих предостережениях против аморальности так описывает блудницу: «...многих повергла она ранеными, и много сильных убиты ею» - /Прит.7.26/. «...она уловляет дорогую душу» и в /Прит.6.26/. Эту порочную женщину, которая погубила Самсона, звали Далида позорное имя, которое вполне уместно использовали в адрес человека, который лестью или ложью причиняет зло и губит тех, кому демонстрирует свою притворную любовь.
Трудно представить, чтобы человек мог быть настолько одурачен и лишен благоразумия, как в данной ситуации Самсон; но блуд отнимает ум. Трудно сказать, что предполагал Самсон, позволяя ей так часто испытывать, что может ослабить и усмирить его. Некоторые полагают, что он не знал, в чем была его сила, но, похоже, на самом деле он знал, ибо, когда сказал, что действительно сделает его бессильным, то, по словам Писания, открыл ей все сердце свое. Похоже, он хотел подшутить над ней и посмотреть, сможет ли он обратить все в шутку, сбить с толку тех, кто находился в засаде, и посмеяться над ними; но он поступил, неблагоразумно, не покинув место, как только осознал, что не может удержать свой секрет.
О том, что он, наконец, раскрыл ей свой большой секрет; и раз это имело для него фатальные последствия, то в этом он должен винить себя самого, ибо у него не хватило силы сохранить тайну от той, которая открыто, стремилась его погубить. В глазах всех птиц напрасно расставляется сеть, но Самсон видел расставленную сеть и, тем не менее, попал в нее. Иосиф Флавий говорит: «Она угостила его каким-то опьяняющим ликером, который усыпил его». Мы не знаем, какой яд она могла подсыпать в его чашу, но не можем и предположить, что он осознанно выпил вино или крепкий напиток, ибо это означало бы, что он лишился своего назорейства, словно отрезал свои волосы. Далида притворялась, что любит его даже в тот момент, когда причиняла ему величайшее зло, ибо не могла бы добиться своей цели, если бы не - усыпила его. Посмотрите на фатальные последствия самонадеянности. Сатана губит людей. Усыпляя их, льстя, чтобы они были уверены в своей безопасности. И тогда они все забывают и ничего не боятся; а затем он лишает их силы и славы и ведет их пленными, чтобы они исполняли его волю.
В Новом Завете соглядатайству уделяется мало внимания. Есть только два мимоходом сделанных упоминания, причем оба носят негативную окраску. Соглядатаи были посланы, подобно полицейским осведомителям, для записи слов Иисуса в надежде «уловить» Его. «И наблюдали за Ним, подослали лукавых людей, которые притворившись благочестивыми, уловили бы Его в каком – либо слове, чтобы предать Его начальству и власти правителя» - /Лук.20.20/. Это распространенная хитрость гонителей-церковников: они делают светскую власть орудием своей злобы и заставляют царей земных осуществлять свою тяжелую задачу. Если бы этих царей никто не подстрекал, то они позволили бы своим соседям жить спокойно, как поступал Пилат в отношении Христа, пока первосвященники и книжники не представили Его ему. Но таким образом, благодаря их злобной политике, должно было исполниться слово Христа, что Он предан, будет в руки язычников.
А Павел пишет: «а вкравшимся лжебратиям, скрытно приходившим подсмотреть за нашею свободою. Которую мы имеем во Христе Иисусе, чтобы поработить нас, мы ни на час не уступили и не покорились» - /Гал.2.4/. Но когда на нем настаивали как на необходимом, и его согласие. Хотя бы в одном единственном случае, могло быть использовано как принятие такого требования, то Павел не мог идти на уступки, так как заботился о евангельской чистоте и свободе; он не хотел уступать тем, кто соблюдал обряды и ритуалы Моисеева закона, но хотел твердо стоять в свободе, данной нам Христом. Такое поведение Павла дает возможность отметить: то, с чем при некоторых обстоятельствах можно согласиться, тем не менее, должно быть отвергнуто, если это согласие влечет за собой измену истине и лишает нас евангельской свободы.
Соглядатаев и в современных церквях немало прикрываясь святостью губят не утверждённые души.
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности
бабушкина авоська-1/сказки/ - irina kramarenko В любви нет страха, и только совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть
мучение. Боящийся несовершенен в любви.